Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Как часто мы слышим от своих детей фразы «Больше не могу!», «Ненавижу эту школу!» и другие подобные выражения, выплескивающиеся вместе с эмоциями на фоне утомления и раздражения школьников. В связи с чем же возникает переутомление школьников? Как справиться с этим современным массовым явлением?

Основные причины школьного переутомления, которые определяют его степень и интенсивность у каждого конкретного ребенка, можно свести к трем общим, но первостепенно важным моментам.

Первая причина — субъективные качества и свойства самого ребенка-ученика

Сюда относятся его физическое здоровье (состояние организма, соматические заболевания), особенности мозговой организации, особенности высшей нервной деятельности (тип темперамента), особенности интеллектуального развития (работа психических процессов), степень развития волевой организации и самоконтроля ребенка (личностные черты и качества).

Особенности развития ребенка порой просто не позволяют ему в полной мере усвоить материал, концентрировать внимание, укладываться во временные рамки выполнения заданий и т.д. Зачастую основа многих проблем кроется в незрелости мозговых отделов, что отвечают за подпитку структур мозга, подачу на них энергии, активность/пассивность организма (подкорковые образования). Если энергии недостаточно, весь мозг, даже хорошо устроенный, не может активно и эффективно работать.

Видео «Школьный невроз. Ребенок устает и не хочет ничего делать»:

Вторая причина — содержание и продолжительность школьного обучения

Разнообразие школьных дисциплин, репетиторы по отдельным предметам, дополнительное образование — все это приводит к школьным перегрузкам, которые, накладываясь на индивидуальные особенности конкретного ученика (см. первую причину), перерастают в переутомление школьников. Ребенок устает физически, а с падение физических сил, происходит истощение и мозга. Заметим, что особенно переутомление школьников вызывает род деятельности, который даётся ребенку с большим трудом. У мозга не получается справиться с поставленным заданием, а отсутствующий положительный результат понижает самооценку и вызывает психологический дискомфорт, что дает дополнительный стрессовый эффект.

Возможно, причина школьного невроза в авитаминозе ?

Третья причина — повышенные требования родителей и преподавателей

Родители как значимые взрослые в погоне за успешностью своего ребенка везде и во всем порой перестают его чувствовать, понимать, жить в согласии с его индивидуально-психологическими особенностями. Завышенные требования родителей к ребенку, как правило, обусловлены их собственной активной позицией с опорой на «идеальные» примеры из современного мира. Но конкретный ребенок не всегда может и должен (а порой и НЕ ДОЛЖЕН вообще) с учетом его индивидуальных особенностей соответствовать образу сына подруги, т.е. определенному представлению взрослых о том, каким успешным, талантливым, гениальным ему необходимо стать.

Переутомление школьников: Последствия и рекомендации

  1. Ухудшение физического здоровья;
  2. Ухудшение психического здоровья;
  3. Снижение мотивации учения и не успешность в ней.

Поэтому необходимо сразу почувствовать и скорректировать любые проявления школьного переутомления ребенка:

  • Появление раздражительности, плаксивости, необычного реагирования на повседневные ситуации;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Постоянные высказывания типа «Мне все надоело!», «Ничего не хочу!»;
  • Состояние перевозбуждения, невозможность успокоиться, отдохнуть после длительного напряжения;
  • Появление невнимательности, повышенной отвлекаемости;
  • Нарушение контактов со сверстниками и взрослыми;
  • Нарушения со стороны нервной системы (неврозы);
  • Головные боли, боли в животе и другие соматические проявления.

Лучшее средство от любого переутомления — это отдых!

Поэтому родители с учетом этого средства должны создать своим деткам определенные условия учения, чем значительно облегчат им жизнь:

  • Четкий, понимаемый режим дня;
  • Смена видов деятельности (активных и пассивных);
  • Учёт особенностей нервной системы, уровня работоспособности, основного канала восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильного) хотя бы при выполнении домашних заданий;
  • Оптимальная нагрузка школьных и внешкольных занятий;
  • На каникулах и в выходные дни по возможности исключить дополнительные уроки, заменив их активным отдыхом (в частности, ходьбой, ездой на велосипеде, прыжками на скакалке и т.д.);
  • Водные процедуры в любом проявлении (плавание, контрастный душ, растирание влажной массажной рукавичкой и тд.);
  • Массаж стоп и кистей;
  • Общение с животными (если оно приносит положительные эмоции).
Читайте также:  Натоптыш или бородавка на стопе

И самое главное! Дорогие родители, будьте бдительны, будьте внимательны к своим деткам, какими бы взрослыми и сильными они вам не казались! Больше общайтесь с ними и старайтесь услышать то, что они хотят вам донести, а не то, что вам самим хочется услышать! Принимайте их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, и просто помогайте им, они нуждаются в вашей помощи! И тогда они будут по-настоящему счастливы!

Государственная символика

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Читайте также:  Можно ли есть отварной картофель при панкреатите

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

— режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;

— продолжительность и кратность сна — д ля детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.

— время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;

— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе.

Утомление – это состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью и прекращающееся после отдыха. Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям, ребенок плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Ребёнок постоянно отвлекается, меняет позу.

Читайте также:  Разрыв письки

Утомление может возникать в связи с различными факторами:

  • нарушение режима дня;
  • несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма;
  • предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения;
  • недостаточная продолжительность сна;
  • длительные отрицательные эмоции и др.

Переутомление — это стадия длительного утомления, болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, что отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. Переутомление проявляется в ряде признаков: в ослаблении психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания и пр.), в головных болях, нарушении нормального сна и бессоннице, ухудшении аппетита, апатии и пр.

Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием.

Предупредить появления утомления и переутомления ребенка поможет выполнение этих рекомендаций:

  • соблюдение режима дня. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться в младшей группе — по 10-15 мин, в средней — по 20 мин, в старшей — по 20-25 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
  • соблюдение режима сна. В режиме дня предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон.
  • соблюдение режима питания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. В дошкольном возрасте в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч, летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе.
  • проветривание помещения, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  • чередование умственных и физических видов деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
  • дозирование доступа ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Доказано, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Синяк off с тонирующим эффектом отзывы
Состав В состав препарата входят активные вещества: экстракт медицинской пиявки, этоксидигликоль, пентоксифиллин. Дополнительные составляющие: вода, ТЭА, метилпарабен, карбомер, бронопол и...
Симптомы при разрыве аппендицита
Воспаление червеобразного отростка слепой кишки называется аппендицитом. Среди болезней брюшной полости, которые требуют хирургического вмешательства, острый аппендицит занимает 1 место....
Симптомы разрыва связок колена
Разрыв коленных связок признается травматологами одной из самых тяжелых травм опорно-двигательной системы. Это наиболее частое повреждение нижних конечностей. Получить подобное...
Синяк на кулаке после удара
Здравствуйте дорогие друзья боксёрского блога boxingblog.ru ! Давайте разберём такую тему; ушиб костяшки кулака, лечение. Многие люди, занимающиеся ударными видами...
Adblock detector