Эдипальный период

Эдипальный период

В психоанализе выделяется несколько фаз психосексуального развития, первая из которых называется оральная ( от 0 до 1,5), анальная ( от 1,5- 3.5), Эдипальная (От 3-5-6 лет), латентная ( от 6-12) и пубертат ( от 12 и старше). Первый вопрос который лично у меня возник когда я услышала об Эдипальной стадии -почему такое название? Кто такой Эдип?)

В древнегреческой мифологии есть такой царь Эдип вопреки своей воле убил своего отца, и женился на собственной матери.Жутко правда?

Возникает вопрос, как это все касается детей, психоанализа, и стадии детского развития?

Зигмунг Фрейд проводил собственный самоанализ, и в ходе этого анализа обнаружил, что в своем бессознательном испытывал особые влечения к своей матери, и амбивалентные

( двоякие) чувства у своему отцу. Впоследствии, эти наблюдения неоднократно подтверждались в психотерапевтической деятельности, так и появилось определение Эдипов конфликт.

Так что же испытывает ребенок на этой стадии?

Грубо говоря: ребенок( мальчик) хочет маму и ненавидит папу, хочет его убить, а мамой овладеть.Тут я хотела бы прояснить о чем речь. Фрейд когда описывал эту стадию то применял «детские» слова символы, которые звучат прямолинейно, на самом деле все не так устрашающе выглядит но… в поведении детей действительно присутствует особое отношение к родителям противоположного пола, ребенок часто просто вклинивается в отношения мужа и жены.

Ребенок к этому возрасту примерно понимает, в своем, детском понимании чем отличаются мужчины и женщины, и даже ( о ужас!!) имеет инфантильное представление о том, чем мама с папой могут заниматься в своей комнате( прим. об этом могу создать отдельный пост, инфантильные теории деторождения).И ребенок понимает, что родители там любят друг друга, и ему там места нет.

Мама наделяется ребенком самыми прекрасными чертами, а вот отец… отец конкурент. Его нужно устранить. При это ребенок к отцу наряду с ненавистью, испытывает самые нежные чувства.Но отец большой, он может наказать… а как наказать? Например лишить мужского достоинства( прим. Страх кастрации, отдельная тема в психоанализе). Наряду с такими фантазиями ребенок может испытывать фрустрацию и сильную тревогу.

Что же происходит дальше?

При благоприятном развитии( когда мама ближе к папе, и они любят друг друга) ребенок находит компромисс, папа его не убьет, но для того чтобы завладеть мамой нужно просто идентифицироваться со своим отцом( прим. так формируется мужественность у мальчиков).

Примечание- не знаю какие мысли посещают вашу голову читая это, но я хочу напомнить- об этом ребенок никому не говорит, это все происходит в его бессознательном, а о том что происходит в бессознательном можно узнать с помощью символов, фантазий, ассоциаций)

При неблагополучном развитии все иначе.

И бывает так когда мама или папа не очень то и любят друг друга.Но сына мама обожает, ведь мужчин может быть много в ее жизни, а родной сын он один..

И мама начинает обесценивать отца ребенка- и ленивый у нее муж, и не способный, и денег мало? Как думаете, мальчик захочет идентифицироваться с таким отцом? Нет конечно.

В особо патологичных случаях такие мальчики живут всю жизнь с мамами и не заводят себе жен.Зачем? Есть мама, полный триумф Эдипова комплекса.

Какие последствия не пройденного Эдипа?

А спектр широк. От гомосексуальности до проблем в семейных отношениях, непринятие своего пола, трудности во взаимодействиях с другими людьми.

Как возникает гомосексуальность? Когда мама обесценила папу, а мальчик идентифицировался со своей мамой.

Мазохистические тенденции тоже имеют место быть, чувство вины вследствие мыслей об инцесте.

О профилактике проблем этой стадии детского развития напишу в следующем посте))))

Vita Domdur::Все зависит в доме оном от тебя от самого.

Хочешь — можешь стать Буденым, хочешь — лошадью его

Часть вторая.

Личностные особенности и сексуальность.

Раздел 1. Личностные особенности
Раздел 2. Сексуальность
Раздел 3. Особенности личности и их проявление в сексуальной сфере.

На настоящий момент существует множество концепций личности. В данной лекции мне кажется интересным рассмотреть психоаналитическую концепцию, основы которой были заложены Фрейдом и развиты в трудах Мак Вильямс и Отто Кернберга, поскольку именно здесь мы можем увидеть всю сложность становления как характера, так и человеческой сексуальности.

Здесь будут использованы как синонимы «личность» и «тип характера», то есть, термины, относящиеся к нормальному функционированию. В концепции психоанализа характер и личность рассматриваются как комплекс тех защит, что выработались в процессе индивидуального развития в ответ на присущие любому развитию фрустрирующие моменты.

Термин же «личностные расстройства» подразумевает, что речь пойдет о той или иной степени патологии.

Таким образом, личностные особенности в данном случае – это и нормальные проявления характера, и личностная патология. Потому как без знания патологии невозможно представить себе норму, ибо в норме нет ничего из того, чего не было бы в патологии.

Помимо типов личности авторы-психоаналитики выделяют так же «уровни личности», они же «уровни расстройств» или «уровни психической организации». Уровень личности зависит от того, в каком возрасте произошла фиксация на соответствующих этому возрасту психических процессах, что переживал ребенок субъективно, какие психологические задачи он решал и насколько успешно.

Нэнси Мак Вильямс описывает следующие типы личностей:
• Асоциальные (или психопатические)
• Нарциссические
• Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные)
• Истерические (театральные, гистрионные)
• Депрессивные и маниакальные
• Параноидные
• Обссессивно-компульсивные
• Шизоидные
• Диссоциативные

Ниже, когда пойдет речь о проявлении личностных особенностей в сексуальной сфере, будут особенно внимательно рассмотрены мазохистический, нарциссический и истерический типы личности, поскольку именно у них особенности характера накладывают сильнейший отпечаток на сексуальное функционирование, и будут кратко упомянуты обссесивно-компульсивные, шизоидные и асоциальные.

Выделяются три уровня организации психики:

Согласно Кернбергу и Мак Вильямс это
• Психотический
• Пограничный
• Невротический.

А согласно Балинту
• Шизоидный
• Нарциссический
• Невротический
во многом сходные по смыслу вышеприведенными.

Первые два (шизоидный и нарциссический) он называл так же доэдипальным уровнем, а невротический – эдипальным. Это имеет принципиальное значение в отношении рассматриваемой нами проблемы.

Читайте также:  На какой неделе рожают второго ребенка девочку

Уровень развития личности зависит от того, насколько успешно пройдены предшествующие периоды. Фиксация на каком либо уровне обусловлена либо травмой, либо неразрешенным конфликтом соответствующего возраста.

(Термин НАРЦИССИЧЕСКИЙ по Мак Вильямс означает тип характера, а по Балинту – уровень организации личности. Чаще всего нарциссы, по МВильямс, имеют пограничный уровень организации личности, мазохисты – невротический и невротический, шизоиды – психотический и пограничный, а обсессивно-компульсивные представляют собой образец невротика.)

Характеристики доэдипального периода развития (от рождения до 3-4 лет).

Мы здесь будем говорить о нормальном развитии психики ребенка, о его субъективных ощущениях. Балинт, который выделил эти два периода, отмечал, что язык, которым пользуется психоанализ, и который считается трудным, малопонятным на уровне конкретики, использует символизм и «взрослые слова» для обозначения детских переживаний. Поэтому удобнее пользоваться обычным, интуитивно понятным языком, а специальные психоаналитические термины будут пояснены.

Во внутреннем мире младенца еще не существует субъектов, а только объекты. Младенец рассматривает мать как объект, от которого зависит его благополучие. У матери нет собственных желаний, она создана для того, чтоб удовлетворять его потребности. Мать принадлежит только ему, сам младенец ощущает себя центром мира и первопричиной всего в нем происходящего. Все подчинено его желаниям: достаточно только ЗАХОТЕТЬ, как они исполняются. Ребенок чувствует себя всемогущим.

Ребенок существует в мире собственной магии, где желание равно его исполнению, мысль равна действию.
Субъектом мать станет позже, когда ребенок столкнется с тем, что его желания могут противоречить желаниям других людей или не выполняться; когда обнаружит, что мать принадлежит не только ему и существует не только для него, что у матери есть своя собственная жизнь. Кроме того, ребенок усваивает первые запреты: что то делать нельзя и за это последует наказание: идет приучение к туалету и чистоте, требуется установить контроль над мочеиспусканием и дефекацией, вырабатывается отвращение к экскрементам и к тем «местам», откуда они «появляются», нельзя интересоваться собственными половыми органами и трогать их. Именно в это время в ответ на фрустрацию младенец познает различные сложные чувства:
Ярость и злость на фрустрирующую мать, и в то же время вину и страх того, что своей яростью он может ее уничтожить (ведь его чувства и желания всесильны!) (Отсюда во взрослую жизнь проникает стойкое иррациональное убеждение, что нельзя думать о плохом, нельзя желать никому зла, ибо оно может либо исполниться, либо обернуться против желающего в виде наказания за дурные и злые мысли.)

Ребенок готов разрушить «злую» мать в тот момент, когда она ему отказывает, и любит её в те моменты, когда она к нему «добра». В душе происходит чередование сильных чувств – любви и ненависти. Пока еще ребенок не может соединить их в душе. Для него пока еще непереносима амбивалентность.

Чувство собственной несостоятельности, немощи, неспособности к такого рода самодостаточности, чтоб самому себе обеспечить то, что в состоянии сделать для него только Другой. Поражения в первых попытках самостоятельности, особенно, если они подчеркиваются родителями, вызывают острое чувство стыда. В то же время первые собственные успехи порождают гордость, чувство собственной значимости и презрение к неудачникам.

Как мы видим, маленькому ребенку к 3-4 годам уже доступны весьма сложные эмоциональные переживания, а именно: стыд, зависть, ярость, вина, презрение, гордость, а так же сексуальное возбуждение, которое относится так же к сложным переживаниям и начинает проявляться в этом возрасте. До того, к концу первого- началу второго года жизни ему стали в полной мере доступны более примитивные эмоции, такие как гнев, радость, печаль, страх и гамма телесных переживаний, связанных как со внешней средой (температура, комфорт или дискомфорт, зависящий от приема пищи, ощущения от тактильной стимуляции), так и связанных с собственной мышечной активностью и работой внутренних органов.

Итак, ключевые слова и термины, относящиеся к доэдипальному периоду:
Всемогущество, магическое мышление, объект, Другой, первые запреты, отсутствие вербальной коммуникации, отсутствие названий для собственных чувств, ярость, стыд, зависть, гордость, презрение, вина, нежность, признательность, благодарность.
.

Характеристики эдипального периода развития (с 3-4 лет до 6-7).

Примерно к 4-5 годам ребенок уже хорошо владеет речью, он способен описывать свои переживания и телесные ощущения. Развиваясь в нормальной среде, он усваивает язык эмоций и чувств. Он так же усвоил основные запреты и правила. Он способен уже соединить в своей душе воедино образ «хорошей» и «плохой» матери. «Это одна и та же мать, которую я и люблю, и ненавижу. Я вижу, что моя ненависть ее не разрушает, мать сильней меня. Я испытываю вину за эту ненависть, но чувствую, что любовь в ней все же сильнее. И я стараюсь искупить свою вину перед ней за свои нехорошие мысли и чувства своими хорошими поступками.» Так у ребенка впервые появляется чувство благодарности, признательности и нежность. Это те чувства, которые необходимы для установления и поддержания во взрослом возрасте отношений зрелой сексуальной любви.

Другой человек становится субъектом, то есть тем, кто имеет свои собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с моими, но ребенок вынужден с ними считаться. Он, хоть и не во всей полноте, но уже может понять чувства другого, «влезть в его шкуру», что говорит о начале формирования эмпатии .

Он уже способен понимать различия между полами. В этом возрасте формируется влечение к первому сексуальному объекту – родителю противоположного пола. В то же время ребенок хорошо чувствует запретность этого влечения, реализации и проявлению которого противостоит само наличие родителя своего пола.

(Табу на инцест – самый первый в истории развития человечества. Именно появление законов, т.е. запретов, является механизмом социализации и превращает стадо в первобытное племя.)

Читайте также:  Повышение ггтп и щелочной фосфатазы

Ребенок видит, что у объекта его влечения есть другой человек, второй родитель. У них есть свое пространство (спальня), куда он не вхож. У него появляются фантазии относительно того, что там происходит, и таким образом ребенок воображает себе так называемую первичную сцену, т.е. секс родителей, а иногда и на самом деле становится его свидетелем.

Таки образом, с появлением в психическом пространстве ребенка Третьего, стоящего на его пути, порождает так называемый эдипов конфликт (или эдипов треугольник), суть которого Фрейд, выражаясь символическим языком, описал как желание обладания матерью и устранение (убийство) отца. В более позднем психоанализе говорится уже не об отце как таковом, а о функции Отца, и таким образом становится понятно, как выглядит это же самый конфликт для девочек. Ребенок любого пола желает обладать Матерью (безусловной любовью, благами, которые до сих пор ему давались «просто так», а не «за хорошее поведение»), но на пути этого стоит Отец (закон, некие установленные людьми, а не самой природой или жизнью правила, необходимость приложения усилий для получения чего то приятного или необходимость подождать. «Я вырасту, и у меня тоже будет женамуж, и я смогу заниматься тем же самым, что и родители.»

Каждый ребенок для нормального развития должен пройти через этот конфликт, из которого находится вполне приемлемый выход: «Чтобы мать меня любила так же, как отца, я должен стать похожим на него, иначе отец отрежет мне пенис. Пенис отца больше моего, и я этому завидую, потому что он может им удовлетворить мать, а я своим маленьким не могу». Страх перед кастрацией еще называют кастрационной тревогой.

Или иными, не-символическими словами: «Чтоб иметь в жизни все те блага («пенис» здесь символизирует деньги, власть, возможности, секс как удовольствие), которые имеют взрослые, и избегать наказания, я должен научиться соблюдать правила и прилагать усилия.»

Надо отметить, что в отношениях любых двух взрослых людей всегда зримо или символически присутствует Третий. И его присутствие гарантирует этим двоим и их отношениям защиту и безопасность. Третий не дает им переступить некие границы. Именно к Третьему двое обращаются тогда, когда не могут самостоятельно решить свои проблемы. Функцию Третьего выполняет Бог, церковь, закон, государство, полиция, общественность с ее нормами, соседи, друзья, семейный психотерапевт и т.п.

Ключевые слова и термины, относящиеся к эдипальному периоду:
Конфликт, субъект, Третий, треугольник, фигура Отца, закон, кастрационная тревога, зависть к пенису, первичная сцена, вербализация переживаний.

Эдипальные и доэдипальные личности.

Итак, как было упомянуто выше, уровень личности взрослого человека зависит от того, насколько успешно были пройдены предыдущие этапы развития. Если в доэдипальный период имели место сильные травмы, то душа как бы застывает в том возрасте. Человек растет физически, он, будучи взрослым, может иметь хороший интеллект, но самоощущение останется таким же, каким было до и во время травмы.

(Наиболее повреждающими факторами являются:
• отказ матери от ребенка,
• его длительная депривация в результате болезни иили госпитализации, когда ребенок остается без матери или вынужден терпеть вынужденную неподвижность,
• не может получать пищу через рот, у него нет такого успокаивающего при фрустрации механизма, как сосание
• не удовлетворяются его потребности в тактильном контакте, мать либо не осуществляет уход за ребенком, либо хаотична в своем к нему отношении, и другие. )

Взрослый, личностно зрелый человек имеет эдипальную структуру личности, однако во время сильной фрустрации, травмы или кризиса может на какое то время регрессировать к доэдипальным механизмам функционирования. Таким образом, зрелая личность представляет из себя матрешку, внутри которой сохранились все предшествующие переживания и состояния души, к которым при определенных обстоятельствах возможен психологический возврат.
Важно отметить, что то же положение вещей справедливо относительно и сексуального развития, что будет показано ниже.

Для эдипальной личности характерны следующие характеристики:

• Способность к установлению и поддержанию длительных отношений
• способность переносить и выдерживать присущие любым отношениям конфликты и разочарования
• Постоянство предпочтений, жизненных ориентиров и моральных ценностей вследствие хорошо развитого зрелого Супер-Эго.
• соблюдение правил и договоренностей
• Способность к самоописанию, самоанализу (рефлексии), самоконтролю и самонаблюдению.
• способность узнавать и описывать как свои, так и чужие чувства и переживания, и, как следствие, развитая эмпатия.
• Способность осознавать и эмоционально выдерживать собственную амбивалентность, а так же видеть других людей и ситуации неоднозначно, без вытеснения неприятных сторон, но и без обесценивания.
• Способность отложить сиюминутные удовольствия ради поставленной цели.

Доэдипальные личности отличается следующими качествами:

• довольно плохо справляются с трудностями в отношениях, которые, как правило, начинаются с сильной идеализации Другого, а заканчиваются его же обесцениванием.
• Видят ценность Другого не в его личностных качествах, а в полезности для себя, без учета чувств и потребностей Другого (отношение к людям как к объектам).
• плохо справляются с фрустрациями и с отказом, в ответ возникает гнев и чувство беспомощности.
• Импульсивны в решениях, поступках, знакомствах, в том числе, в сексуальных связях. Испытывают трудности с откладыванием удовлетворения потребностей на потом.
• Имеют затруднения с самоописанием и самонаблюдением, людей и ситуации склонны описывать в полярных терминах хороший — плохой, черный – белый.
• Не переносят и не осознают собственной амбивалентности; как в себе, так и в других людях не могут соединить и удерживать наличие неоднозначности.
• Нестабильное Супер-Эго, и, как следствие, непостоянство морали.
• Плохая способность к прогнозированию последствий своих действий и выстраиванию общей стратегии жизни. Чаще это касается личной сферы и отношений с людьми, на работе они могут быть не только успешны, а даже добиваться высот в карьере и заработке, поскольку им чужды моральные и этические сомнения. Манипулирование людьми представляется единственным способом чего то добиться в жизни.

Читайте также:  Бронхиальная астма описание карты вызова

Характерная черта эмоциональной истории таких людей — волны идеализации-обесценивания в отношениях с людьми. Такой человек в душе себя чувствует маленьким и беспомощным, зависимым от других в получении каких то благ. То есть так, как когда то себя чувствовал себя двухлетний ребенок. Для двухлетки естественно получать от родителей все то, что он на самом деле не может сделать для себя сам, и при этом он не чувствует с самого рождения благодарности за то, что для него делают. Он имеет на это право уже потому, что он родился.
Благодарность к людям – свойство не врожденное, а приходящее по мере взросления. Поэтому такое, пусть и неосознаваемое ощущение, сохранившееся у взрослого человека, говорит о его доэдипальной структуре. Другие люди представляются ему либо могущественными фигурами, которые все умеют и могут, либо ничтожными, как он сам или еще слабее. К первым он испытывает зависть и гнев (ненависть всегда является обратной стороной любой зависимости, «Я ненавижу тебя за то, что без тебя не могу»), а ко вторым – такое же презрение, которое, как ему кажется, сильные мира сего испытывают к нему самому.

Ощущения относительно этой ситуации у человека с доэдипальной структурой следующие: «Благодарность подразумевает признание того, что я нуждаюсь в других людях, то есть, есть что то , что я не могу сделать для себя сам, а потому вынужден обратиться за помощью. А это мне напоминает о собственной ущербности, несостоятельности, за которые я испытываю острый стыд.»

Эдипальный стыд и происхождение тревоги, связанной с собственным обликом

Эдип выколол себе глаза, потому что не мог видеть, как другие смотрят на него с презрением и насмешкой, он не смог выдержать провала своего грандиозного образа и пожелал никогда больше не видеть самого себя. Тот облик, который он хотел воплотить, был разрушен жалким образом; он предстал совершенно другим человеком, нежели тот, каким он старался быть. Вместо того чтобы чувствовать победу над собственным отцом (не зная, что это его отец) и торжествовать по поводу овладения своей матерью (не зная, что это его мать), он предстал перед взорами толпы как пешка в руках судьбы. Разве это не говорит о том, что Эдипов конфликт является гораздо большим, чем просто интернализованным конфликтом между родителями, один из которых является сексуальным объектом, а другой – соперником?

Почему Эдип поражает свои собственные глаза? Согласно исследованиям по развитию младенцев, младенец смотрит в глаза своей матери, находясь в зависимости от ее откликов, для того, чтобы почувствовать себя спокойно в этом мире. Если мать не реагирует, младенец разражается плачем. Т Б. Брацелтон (см. Tronick,

Wise, Brazelton, 1978) и другие (например, Demos, 1993) продемонстрировали, что отсутствие ответа со стороны матери порождает сначала гнев, а потом депрессию, когда младенец сдается и отворачивается к стене.

На что мать откликается (или не откликается)? Матери вряд ли когда-либо смогут дать удовлетворительный ответ. Очевидно, что и младенцы не могут ответить. Как только младенец получает возможность смотреть в направлении своей матери, она фантазирует о том, что он видит, кто он и кем он станет. Младенец откликается на фантазии своей матери о том, как она ему видится. Эти фантазии неизбежно становятся частью мира младенца, и относительно них он должен сформировать свое поведение. Соответственно, младенец изо всех сил старается узнать, что чувствует его мать, и усилия младенца сознательно и бессознательно улавливаются матерью. Таким образом, отклики младенца вносят свой вклад в формирование фантазий матери о нем, а также о ней самой как о матери[8]. К тому времени, когда младенцу исполняется пять или шесть месяцев, у матери уже есть история ее фантазий о том, как она выглядит в глазах своего ребенка, и есть история ее попыток контролировать то, как ребенок ее видит, для того чтобы контролировать свои собственные чувства к ребенку и к себе самой. И к этому времени младенец уже помогает матери чувствовать себя так, как она хочет себя чувствовать в отношениях с ним. Это и есть способ младенца попытаться сделать мир безопасным местом.

Короче говоря, на основе врожденных стремлений младенец «создает» мать, в то же самое время «создавая» себя самого и мир. Из частей и кусочков его взаимодействий с ней, используя то, что он может понять (это также включает и то, что он может вообразить) о ценностях и страхах своей матери, связанных с ним, ребенок мастерит восприятие себя самого и мира. И там, где матери не удается предоставить ребенку необходимые комфорт и безопасность, ребенок фантазирует об условиях, в которых она могла бы дать ему то, в чем он нуждается. Таким образом, ощущение себя младенцем включает как восприятие, так и фантазии о себе и о своем мире, а также о матери. Плоды воображения и фантазии родителя и ребенка закладывают фундамент для чувства и идеалов красоты, порядка и благополучия. Психоаналитики много говорят о взаимоотношениях между идеализацией и стыдом. Стыд может вынудить детей идеализировать родителей, и стыд может возникнуть, если дети не могут этого сделать (например, сделать родителей лучше, чем они есть на самом деле).

Когда Эдип ослепил себя, он исчез из собственного поля зрения, погрузив мир во мрак. Как и Эдип, те, кто не может выдержать стыда своих травм и бед, обрекают себя на круговорот стыда, обмана и гнева. Чем больше они впадают в гнев по поводу собственного стыда, тем более вопиющими становятся для них различия между представлениями и версиями того, кем они являются[9]. И все более одержимы они фантазиями о своем облике и тревогой по поводу собственного разоблачения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Щитовидная железа признаки хаит
Что такое ХАИТ щитовидной железы? Причины появления ХАИТа Каким бывает ХАИТ? Симптомы хронического тиреоидита щитовидной железы? Осложнения ХАИТа щитовидной железы...
Шишка возле ануса лечение
Шишка в анальном проходе причиняет сильный дискомфорт. Подобные новообразования могут быть спровоцированы различными факторами. Иногда такие шишки являются не только...
Шишка на анальности у женщин лечение фото
Геморроидальный тромбоз или «шишка» в области ануса. Довольно часто бывают ситуации, когда человек нащупывает в области ануса болезненную «шишку». Как...
Эвкалипт чай свойства
Во многих странах эвкалиптовый чай используется для лечения многих болезней. Это связано с удивительным уникальным составом листьев эвкалиптового дерева, родиной...
Adblock detector