Что значит ффнр

Что значит ффнр

Дислалия

Простая дислалия – это нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона речи. Ребенок не может произнести ряд сложных звуков. Как правило, это шипящие (Ш, Щ), свистящие (С, З) и сонорные звуки (Р, Л).

В норме шипящие и свистящие звуки должны “встать” до 5 лет, сонорные – до 6 лет. В это время коррекция дислалии происходит быстро и легко. Постановка звука – за 2–3 занятия, а его введение в речь (автоматизация) – за 21 день при интенсивной ежедневной отработке звука дома.

Иногда дислалия осложняется короткой уздечкой. Некоторые врачи рекомендуют ее подрезать, но по нашей практике, в подавляющем большинстве случае короткую уздечку можно растянуть, используя определенный порядок артикуляционных упражнений в комбинации с логопедическим массажем. Этой задачей занимается логопед.

В ряде случае дислалия является составной частью комбинированных нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Малышу может быть поставлен диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение затрагивает одновременно и восприятие, и произношение звуков. При этом грамматический строй не страдает, слух в норме и интеллект сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение – это нарушение речи, с которым в основном сталкивались мы сами и наши родители. Это те случаи, когда у ребенка сложности с произнесением трудных согласных, и он не слышит разницы между ними. Так, например, слова «крыса» и «крыша» для него звучат и произносятся одинаково.

В таком случае ФФНР – относительно простой случай для коррекции, поскольку не сопровождается системными нарушениями и не осложнен органически. Тем не менее важно, чтобы ею занимался профессионал.

В особо сложных случаях дети с глубоким фонетико-фонематическим недоразвитием с трудом различают звуки в словах, не могут понять, что слово состоит из звуков и не могут их выделить. Грубое нарушение фонематического слуха существенно осложняет обучение в школе и, как правило, влечет за собой трудности обучения и школьную неуспеваемость.

Способность слышать речевые звуки – такой же навык, как музыкальный слух. Если она не развита, то необходимо сначала создать базу – натренировать этот навык, а после этого уже ставить и автоматизировать требуемые звуки. В противном случае в школе ребенок может столкнуться с проблемами при письме – дисграфией, что скажется на успеваемости. И исправить это будет гораздо сложнее.

Для того, чтобы не допустить таких сложностей, мы рекомендуем:

  • занятия с логопедом 2 раза в неделю (лишь при такой регулярности можно обеспечить стабильную положительную динамику);
  • курс коррекции на логопедическом комплексе БОС – благодаря контролю дыхания и звукопроизношения со стороны компьютера, работа над произносительной стороной речи происходит в разы быстрее. К тому же во время занятия ребенок учится самоконтролю и саморегуляции, развивает и тренирует высшие психические функции и волевые качества. Логопедический комплекс БОС – отличный ответ на многие проблемы, не только связанные с речью.

О том, как поставить ребенку звук “р”, и о том, какие с постановкой звука “р” могут возникнуть сложности, можно прочитать в статье наших специалистов логопеда-дефектолога Матус Елены Владимировны и логопеда-дефектолога, нейропсихолога Платовой Александры Владимировны.

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Читайте также:  При простуде болит правый бок

Причины ФФНР

Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:

Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.

Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.

Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

Читайте также:  Недорогая согревающая мазь при простуде

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР

Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:

сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза ( ы , твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);

выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;

вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими – слоги. Составляются из по­лосок схемы одно-, дву- и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук -сук, мак -рак). Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша-кашка-кошка-мошка. При этом проговаривается, что изменения только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Читайте также:  Грибы не образующие мицелия

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Дислалия и ФФНР

Дислалия – это самое простое речевое нарушение, которо е не требует длительной коррекции. При правильном подходе исправить дислалию можно всего за несколько занятий.

Давайте разберёмся, что же это такое — дислалия?

Чаще всего при дислалии «страдают» шипящие (Ш, Ж, Щ), свистящие (С, З) и сонорные звуки (Л, Р).

Дислалию делят на мономорфную и полиморфную.

  • Мономорфная дислалия проявляется в нарушении произношения одного звука (Р) или звуков одной группы (например, Ш-Ж).
  • Полиморфная дислалия проявляется в нарушении произношения нескольких звуков из разных групп (например С, Ш, Р, К).

В норме шипящие и свистящие звуки должны появиться в речи ребёнка до 5 лет, сонорные – до 6 лет. Если же этого не произошло, то стоит обратиться к логопеду, чтобы коррекция нарушений произношения прошла быстро и легко.

Дислалия считается самым простым логопедическим диагнозом, который при должной работе исправляется в течение пары месяцев (в зависимости от количества нарушенных звуков).

Что такое ФФНР?

Ребёнку может быть поставлено диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Этот диагноз влияет как на произношение звуков, так и на то, как ребёнок слышит эти звуки.

В случае с ФФНР ребёнок не различает на слух звуки Ш-С, Ч-Ть, Ц-С, Г-К, Д-Т, Б-П, при этом его слух и интеллект сохранны.

Например, ребёнок не различает на слух слова мишка-миска, горка-корка, дом-том. В случае, когда ребёнок не может различить эти слова на слух, произносить их он также будет одинаково.

Если при диагнозе ФФНР вовремя не оказать ребёнку квалифицированную логопедическую помощь, то впоследствии ребёнок столкнётся с трудностями при обучении в школе, так как он не будет слышать, что именно ему диктуют, не будет дифференцировать звуки в речи.

Как правило, если ФФНР не осложнён органически, то для его коррекции достаточно занятий с логопедом 2 раза в неделю.

При коррекции ФФНР мы ведём работу по следующим направлениям:

Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог. Формирование умения делать слоговой анализ слова.

Выделение последнего согласного в словах.

Выделение начальных согласных в словах.

Выделение ударных гласных.

Полный звуко-слоговой анализ слов из 3-х звуков типа «сом» и «суп» и двусложных слов типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двусложных с закрытым слогом типа «кошка», трёхсложных типа «машина», произношение которых не расходится с написанием.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Ссылка на основную публикацию
Что значит повышенное содержание соэ в крови
Лабораторный анализ определения СОЭ в крови – это неспецифический тест на воспалительные процессы в организме. Исследование обладает высокой чувствительностью, но...
Что делать чтобы швы быстрее зажили
Любое хирургическое вмешательство является вынужденной мерой, связанной с той или иной степенью травматизации тканей организма. От времени восстановления организма после...
Что делают вместо колоноскопии
Если у человека внезапно начинает болеть живот, появляются запоры или кровянистые выделения из кишечника, то первое, что он должен сделать...
Что значит присаживать ребенка фото подробно
Все заботливые родители хотят, чтобы их младенец развивался правильно, своевременно осваивал новые навыки. Далеко не все молодые мамы понимают, что...
Adblock detector