Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

Современные ученые считают, что корни морали уходят в биологию, а точнее – в особенности строения и работы головного мозга. Средний человеческий мозг способен распознавать эмоции и вживаться в чувства другого человека. Это социально обусловлено и нацелено, главным образом, на сотрудничество.

Вот что пишет по этому поводу известный исследователь головного мозга профессор Dick Swaab (Дик Свааб).

«»Моральные нормы не были выработаны религиями, а возникли в результате эволюции животных, проживающих группами, в т.ч. человека. А религии лишь переняли их. Эти правила призваны способствовать сотрудничеству и взаимной поддержке внутри совместно проживающей группы. Они выполняют функцию социального контракта, который налагает множество ограничений на членов группы.

Моральная психология Дарвина (1859) основывалась не на эгоистической конкуренции между индивидами, а на социальной вовлеченности в жизнь группы. Эволюционно взаимная помощь происходит из любящей заботы животных-родителей о своем потомстве. Впоследствии это распространилось на соплеменников по принципу: кто делает добро, того встречают добром. В какой-то момент сопереживание другому стало самостоятельной целью. И, наконец, этот продукт миллионов лет эволюции, который стал основой морали человека, пару тысячелетий назад был абсорбирован религиями. Следует отметить, что многие мировые политики цинично злоупотребляют этим механизмом, объявляя кого-либо общим врагом своего общества, так как «»общий враг»» – это сильнейший раздражитель для чувства единства сообщества.

Биологическая цель морали – содействие членам своей группы. Когда мы говорим о моральном долге – то это прежде всего преданность своей семье, роду и общине. При обеспечении гарантий выживания и здоровья самых близких, сфера преданности может расширяться – до Евросоюза, Запада, Третьего мира и благополучия животных.

Исследования не показывают достоверных различий в моральных выборах атеистов и верующих. Специалист в этой области Frans de Waal, более того, показал, что люди, действуя, вообще практически никогда не думают о моральной стороне своих поступков. Они действуют быстро и инстинктивно, и это обусловлено мощной биологической основой. Потом, задним числом, человек придумывает обоснование для своих молниеносных и бессознательных действий.

За миллионы лет эволюции наши моральные ценности выстроились на бессознательных универсальных ценностях. При этом развитие морального поведения заметно уже в довольно раннем возрасте, что, в сочетании с моральным поведением животных, является аргументом в пользу биологической природы такого поведения. Маленькие дети, еще не умеющие говорить, утешают членов семьи, испытывающих боль – как у человекообразных обезьян.

Шимпанзе, как и дети человека в возрасте полутора лет, демонстрируют альтруистическое поведение без какого-либо вознаграждения в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Они могут предложить другому шимпанзе палку, как ребенок предлагает карандаш – просто потому что они не могут иначе. И они делают это неоднократно, не получая за это никакого вознаграждения. Таким образом, корни альтруизма уходят очень глубоко.

«»Моральная сеть»» головного мозга

В нашем мозге существует «»моральная сеть»», нейробиологические кирпичики которой постепенно возникли в процессе эволюции. Во-первых, мы воспринимаем эмоции других людей с помощью так называемых «»зеркальных нейронов»». Зрительное восприятие движения рукой, совершаемого другим человеком, стимулирует в Вашем мозге те же клетки, которые бы активизировались, если бы движение рукой совершали Вы сами. Зеркальные нейроны лежат в основе нашего обучения через подражание. Имитационное поведение в значительной мере – автоматическое. Новорожденный младенец человека, которому менее часа от роду, уже в состоянии копировать движения рта взрослых. Зеркальные нейроны задействованы и для эмоций. Они позволяют нам почувствовать, какие эмоции испытывает человек, и они, таким образом, составляют основу эмпатии. Зеркальные нейроны обнаружены в префронтальной коре (ПФК) – самом переднем отделе мозга, а также в других отделах коры головного мозга.

Наша ПФК отвечает за важные компоненты нашей моральной сети. ПФК обеспечивает соотнесение воспринимаемых эмоций с понятиями морали. Она реагирует на социальные сигналы и притормаживает импульсивные эгоистические реакции. ПФК крайне важна для ощущения честности «»договора»». Значение ПФК для нашего морального чувства выявилось на людях с последствиями повреждения этого отдела мозга в результате опухолей, огнестрельных ранений и других поражений, которые могли привести к асоциальному, психопатическому и аморальному поведению. Так, один американский судья получил осколочное повреждение префронтальной коры от взрыва гранаты. После этого у него не возникало больше никаких эмоций по отношению к обвиняемым, и ему пришлось уйти с этой работы. Повреждение ПФК в юном возрасте ведет к расстройствам морального чувства и поведения, которые мы наблюдаем у психопатов. У мужчин, обвиненных в убийствах, обнаружены отклонения в функционировании ПФК. Пациенты с фронто-темпоральной деменцией – болезнью, которая начинается в ПФК, — довольно часто демонстрируют асоциальное и криминальное поведение, в т.ч. непристойные предложения и посягательства сексуального характера, нарушения правил дорожного движения с возможными пострадавшими, физическое насилие, мелкое воровство, но также кражи со взломом и педофилию. Как впоследствии выяснилось, эти изменения в поведении были началом болезненного процесса.

Читайте также:  Как правильно принимать тонзилгон

Префронтальной коре принадлежит главная роль в решении моральных проблем, например, задач, в которых для спасения нескольких жизней надо пожертвовать жизнью одного невинного человека. Для большинства людей принять такое решение – дело невозможное, но люди с повреждениями ПФК выдадут очень холодные и крайне обезличенные рассуждения. При принятии подобных страшных решений они не чувствуют ни эмпатии, ни сопереживания.

Помимо ПФК, есть и другие кортикальные и субкортикальные области мозга, которые играют важную роль в нашем моральном функционировании. Это, в частности, самый передний отдел височной доли с миндалевидным ядром, перегородка между желудочками, система вознаграждения (вентральная тегментальная область) и гипоталамус. Все эти области необходимы для мотивации и эмоций нашего морального поведения. Миндалевидное тело также участвует в оценке социального значения выражений лица и соответствующей реакции на него. У убийц и психопатов обнаружены отклонения в функциях миндалевидного тела, что объясняет, почему психопаты меньше реагируют на такие выражения лица, как подавленность и страх. У мужчин, обвиненных в убийстве, обнаружен дефицит функционирования в височной коре.

Таким образом, моральная сеть расположена не только в коре мозга – эволюционно позднем отделе. Эволюционно «»старым»» отделам мозга принадлежит ключевая роль в нашем моральном функционировании. Типичные моральные эмоции, например, чувство вины, сопереживание и эмпатия, стыд, гордость, презрение и благодарность, отвращение, глубокое почтение, возмущение и гнев зависят от взаимодействия вышеупомянутых отделов головного мозга.

Функциональное сканирование головного мозга, выполненное при решении невозможной моральной задачи, например, задушить плачущего младенца, чтобы спасти жизнь большего количества людей, показывает изменение активности в отделах мозга, о которых уже ранее было известно, что их повреждения или новообразования в них могут привести к моральным проблемам.

Но, говоря о позитивной роли моральных импульсов, не следует забывать, что эмпатия не только позволяет лучше понять переживания другого человека, но и дает представление о том, что человек испытывает, если его подвергнуть оскорблениям или пыткам, и кто-то может с воодушевлением пойти по этому пути»».

Корни семи смертных грехов обнаруживаются в мозге

Тему морали и мозга развивает нейропсихолог проф. Margriet Sitskoorn (Маргрит Ситскоорн), которая занимается исследованиями связей между головным мозгом и поведением. В своей книге «»Страсти мозга: почему грешить так привлекательно»» (ориг. на нидерл. «»Passies van het brein – Waarom zondigen zo verleidelijk is, 2010″») она пишет, что известные с начала летоисчисления семь смертных грехов – сладострастие, гнев, зависть, чревоугодие, леность, гордыня и алчность – закреплены в мозге человека, и у каждого из них есть свое место. Используя яркие клинические случаи и результаты научных исследований, Sitskoorn описывает, как эти грехи действуют на центр вознаграждения / наказания в мозге, и какие еще центры головного мозга в них вовлечены.

Каждая из глав книги посвящена отдельному греху. В главе об алчности она описывает случай мужчины, который так увлекся собиранием различных вещей – от холодильников и пылесосов до пустых коробок и старых газет, что буквально выжил себя из дому – ему просто в нем не осталось места. В главе о чревоугодии описывается женщина, которая бы закормила себя до смерти, если бы ее постоянно не контролировали. А в главе о сладострастии описывается мужчина, который, завидев женщину, испытывал потребность коснуться ее груди. Во всех описанных случаях речь идет о повреждениях в определенных частях префронтальной коры.

Как известно, ПФК не только играет важную роль в оценке ситуации и способности поставить себя на место другого, но и регулирует куда более древние инстинкты выживания, в которые уходят корни грехов. Собирательство – это хорошее качество, если дальше следует период ограниченных ресурсов, но во времена изобилия оно должно быть ограничено.

Автор отмечает, что мощное воздействие этих древнейших инстинктов обусловлено их связью с центрами боли и удовольствия. Никто не хочет боли, и все хотят удовольствий, и желательно, чтобы одно другому не мешало. Исследования последних лет с использованием функционального сканирования выявляют сложные паттерны в мозге и позволяют лучше понять, что лежит в основе сильно дезорганизованного поведения.

Поведение (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям).

В отличие от обычая, к-рый предполагает однородные поступки различных лиц, П. охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива.

Читайте также:  Кашель кровохарканье

Марксистская этика исходит из того, что П. человека — это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, к-рое характерно для большинства этических теорий прошлого.

Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний, субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в классовом об-ве человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам и намерениям, так или иначе вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и П. рассматривается как недостаточный показатель нравственности.

Марксистская же этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического об-ва. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела человека она рассматривает в тесном единстве. Мотивы, к-рыми руководствуется человек, в конечном счете выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его П. на протяжении длительного времени, в различных условиях.

Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, к-рыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих. Коллектив, окружающие люди способны более или менее правильно разобраться в «тайниках души» человека, по его поступкам судить о мотивах, о его подлинной или мнимой моральности.

При этом коммунистической нравственности чуждо представление о внутренней порочности или неисправимости того или иного человека. В социалистическом об-ве принято не просто оценивать (одобрять или осуждать) действия людей с позиций абстрактного морализирования, а выявлять их причины и направленно управлять П. людей в процессе коллективного нравственного воспитания личности.

Приветствую Вас, друзья!

Мораль всегда была и остается одной из важнейших составляющих человеческих отношений. Однако, далеко не каждый сможет сходу ответить на вопрос, что такое мораль? Сегодня Вы узнаете это, а также откроете для себя много интересного о том, как впервые сформировались представления о морали, и что из себя представляет мораль в современном понимании. Начнем.

Что такое мораль?

Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, а также правил поведения, которых принято придерживаться в определенном обществе на основании этих представлений. И хотя их соблюдение поощряется, оно не является строго обязательным. Правила морали формируются под влиянием общепринятых представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому зависят от общества, государственного устройства, господствующей религии и прочих социальных факторов.

Нормы морали обладают следующими особенностями:

  • они являются универсальными для всех;
  • не нуждаются в законодательном закреплении (поскольку считаются очевидными для любого разумного человека);
  • обосновываются господствующими в обществе представлениями о справедливости, добре и зле;
  • играют роль поведенческого ориентира для людей;
  • несоблюдение моральных норм осуждается в обществе.

Моральная составляющая большинства поступков может зависеть от обстоятельств. Так приготовление еды – нейтральное занятие, но если человек готовит еду для бездомных – это высокоморальный поступок. Смех – нормальное явление, но если кто-то смеётся над чужой неудачей – это аморально. Причинять вред другому человеку нельзя. Но если сделать это, защищая свою семью, даже этот поступок может быть оправданным.

Моральные нормы формировались задолго до правовых норм. Именно с их появлением начали возникать первобытные общества. Мораль предохраняла их от саморазрушения, позволяла им организовываться, накапливать знания и строить цивилизацию. На основе устоявшихся моральных норм были сформулированы первые законы – более четкие, однозначные и логически обоснованные правила поведения.

Как формировалось понятие морали?

Нельзя сказать наверняка, когда люди впервые задумались о том, что такое мораль. Самым древним источником, описывающим данное понятие, являются притчи Соломона (середина X в. до н.э.). О вопросах нравственности и морали много писал Конфуций (VI-V вв. до н.э.), считавший милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями. Он утверждал, что не создавал новое учение, а собрал воедино знания, полученные от древних мудрецов.

Современное слово «мораль» происходит от латинского слова mores (традиции, нравы). Его употребляли древнеримские авторы, чтобы показать соответствие определенного поступка добрым нравам. Также о понятиях совести, чести и добродетели много рассуждали древнегреческие авторы, начиная с VIII века до нашей эры. Интересно, что в русский язык слово «мораль» пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Читайте также:  Эхинококкоз эпидемиология

Большой вклад в формирование понятия морали внёс Цицерон. Мыслитель много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, живший в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввёл определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Мораль это не только философское понятие. Она традиционно служит основой для многих религий. Ключевые принципы морали присутствуют в учениях Моисея, Иисуса, Мухаммеда и Будды. Поскольку уровень воспитания в те времена был другим, многие нормы морали были непонятны и неочевидны для простых людей. Но веря в то, что «так хочет Бог», они принимали и соблюдали эти нормы.

Как формируется мораль?

Понятия «добро и зло», «плохое и хорошее» относительны. В каждом обществе они формируются исторически и несут в себе отпечатки всех значимых событий. Мораль создаётся на основе этих понятий, поэтому она также является достаточно условной, свойственной конкретному обществу или социальной группе. Помимо понятий о «добре и зле» мораль вбирает в себя многовековые традиции и обычаи, поэтому для представителей других культур может выглядеть довольно странно.

Сегодня мы прекрасно понимаем аморальность рабства, геноцида и «святых» войн. Но буквально несколько веков назад всё перечисленное поощрялось в большинстве стран мира (в том числе и образованными людьми, всерьез рассуждавшими о нравственности и всеобщем благе). Поэтому мораль – это важный признак развития человеческого общества, показывающий, насколько зрелым оно является.

Процессы формирования морали в различных этносах представляют особый интерес для ученых, которые изучают социальную эволюцию народов. В своих исследованиях они исходят из того, что поведенческие нормы формируются так, чтобы обеспечить выживание этнической группы и гарантировать продолжение рода. При этом отдельно взятый человек соблюдает нормы всеобщей морали, чувствуя ответственность перед социумом.

Мораль в современном обществе

Если вы захотите разобраться, как устроена мораль современно общества, то обнаружите преимущественно такие ценности как:

  1. Уважение к чужому личному пространству, убеждениям и вере;
  2. Стремление быть успешным, сильным и энергичным;
  3. Развитие и самообразование на благо всего человечества;
  4. Высокие доходы, богатство и жизнь в достатке.

Но буквально несколько веков назад многое из этого считалось аморальным. В те времена были совсем другие взгляды на то, что такое мораль. Людям предписывали быть смиренными и не стремиться к большим достижениям. Богатство считалось страшным грехом, навечно закрывавшим путь в Рай, а навязывание своей религии и прочих взглядов всячески поощрялось.

Наверное, представитель средневековья жестко раскритиковал бы современную мораль, сказав, что эти нормы потакают «низменным инстинктам». При этом он не заметил бы, что главным ориентиром для современного общества является всеобщее процветание. И от успеха отдельной личности зависит благополучие всего общества. В то же время нормы средневековой морали были слишком примитивными и вообще не подразумевали, что кто-то должен быть счастлив.

Современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Взамен мы получаем вдохновляющее чувство собственной уникальности – мы сами находим своё призвание и своими руками строим собственный успех. Ощущение саморазвития и самореализации вдохновляет, и нормы морали подталкивают нас к этому.

Важным отличием современной морали от средневековой является снятие многих бессмысленных запретов и ограничений (например, связанных с сексуальной жизнью). Получив большую свободу в сфере личной жизни, мы ничего не потеряли, а жить стало гораздо приятнее и интереснее. В то же время современная мораль требует, чтобы человек сдерживал такие примитивные инстинкты как агрессия, жажда мести, стремление к доминированию и шовинизм.

Каждый человек должен чувствовать себя максимально свободным в плане саморазвития и самореализации. При этом он должен уважительно относиться к окружающим и никогда не позволять себе ущемлять или унижать кого-либо – вот что такое мораль в современном мире. А главное отличие от средневековья заключается в том, что быть счастливым теперь не запрещено никому. Наоборот, стремление к счастью и благополучию своей семьи должно быть целью каждого человека.

Заключение

Мораль – важное понятие в жизни человека, определяющее его взаимоотношения с окружающими. Она не универсальна и формируется у каждого этноса отдельно, сохраняя в себе множество исторических отпечатков. При этом вполне естественно то, что многие вещи, которые были нормальными в средние века, считаются аморальными сегодня, и наоборот. Современная мораль поощряет стремление к успеху и богатству, поскольку от успешности каждого отдельно взятого человека зависит благополучие общества и человечества в целом.

Ссылка на основную публикацию
Что такое джп
Гипокинетическая дискинезия желчевыводящих путей – это недуг, который характеризуется нехваткой желчи во время переработки еды. Развивается недуг оттого, что желчный...
Что сделать чтобы голос охрип без крика быстро
Как говорят в народе: «Голос – струны души». Он настолько индивидуален, что найти второй такой же нельзя. Обладатели грудного природного...
Что сделать чтобы камень вышел из почки быстрее
Мочекаменная болезнь – распространенная патология почек в разных возрастных группах населения. Заболевание способно долгое время протекать бессимптомно, человек не подозревает...
Что такое дисграфия у детей 8 лет
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле...
Adblock detector